Главная  →  Классика

О. Мандельштам. Стихи о любви

Страницы -  1   2   3   4   5   6   7  

Из стихов, посвященных О. Н. Арбениной

Ольга Арбенина — актриса и художница, которой Мандельштам был увлечен в 1920 году. Ей посвящен, кажется, самый большой его любовный цикл. Если в немногих любовных стихах десятых годов чувство у Мандельштама почти бесплотно и воспринимается в основном через литературные сопоставления, то в «арбенинском» цикле оно становится все более земным, почти плотским, не утрачивая высокой символичности литературных ассоциаций.

                   * * *
Чуть мерцает призрачная сцена,
Хоры слабые теней,
Захлестнула шелком Мельпомена
Окна храмины своей.
Черным табором стоят кареты,
На дворе мороз трещит,
Все  космато — люди и предметы,
И горячий снег хрустит.

Понемногу челядь разбирает
Шуб медвежьих вороха.
В суматохе бабочка летает.
Розу кутают в меха.
Модной пестряди, кружки и мошки,
Театральный легкий жар,
А на улице мигают плошки
И тяжелый валит пар.

Кучера измаялись от крика,
И храпит и дышит тьма.
Ничего, голубка, Эвридика,
Что у нас студеная зима.
Слаще пенья итальянской речи
Для меня родной язык,
Ибо в нем таинственно лепечет
Чужеземных арф родник.

Пахнет дымом бедная овчина
От сугроба улица черна.
Из блаженного, певучего притина
К нам летит бессмертная весна,
Чтобы вечно ария звучала:
«Ты вернешься на зеленые луга»,
И живая ласточка упала
На горячие снега.

1920

Здесь еще довольно много античных реминисценций: Мельпомена — муза трагедии; «хоры слабые теней» — хоры теней из оперы Глюка «Орфей»; Эвридика — (миф.) жена певца Орфея. Когда она умерла, Орфей спустился за ней в царство мертвых; восхищенная его пением Персефопа разрешила ему увести жену с условием, что он не оглянется на нее и не заговорит с ней, пока не выйдет на дневной свет. Орфей нарушил это условие и потерял Эвридику навсегда. Образ Эвридики стал символом нежной любви, верности и безвозвратности потери. Певучий притин — здесь в смысле оперы «Орфей» (притин — полуденное солнцестояние, южный край). «Ты вернешься на зеленые луга» — ария Орфея в опере Глюка. Ласточка в стихах Мандельштама — символ трепетности, певучести и беззащитности жизни. Однако символика мифа здесь неразрывно переплетена с достоверными деталями быта, взятого, правда, скорее в пушкинско-онегинской, чем в современной поэту интерпретации.

                              * * *
За то, что я руки твои не сумел удержать,
За то, что я предал соленые нежные губы,
Я должен рассвета в дремучем акрополе ждать.
Как я ненавижу пахучие, древние срубы!

Ахейские мужи во тьме снаряжают коня,
Зубчатыми пилами в стены вгрызаются крепко,
Никак не уляжется крови сухая возня,
И нет для тебя ни названья, ни звука, ни слепка.

Как мог я подумать, что ты возвратишься, как смел?
Зачем преждевременно я от тебя оторвался?
Еще не рассеялся мрак и петух не пропел,
Еще в древесину горячий топор не врезался.

Прозрачной слезой на стенах проступила смола,
И чувствует город свои деревянные ребра,
И хлынула к лестницам кровь и на приступ пошла,
И трижды приснился мужьям соблазнительный образ.

Где милая Троя? Где царский, где девичий дом?
Он будет разрушен, высокий  Приамов  скворешник.
И падают стрелы сухим деревянным дождем,
И стрелы другие растут на земле, как орешник.

Последней звезды безболезненно гаснет укол,
И серою ласточкой утро в окно постучится,
И медленный день, как в соломе проснувшийся вол,
На стогнах, шершавых от долгого сна, шевелится.

1920

Несмотря на то, что стихотворение построено на образах гомеровской «Илиады» (конь, которого запрягают ахейские мужи, — несомненно, троянский конь вероломства и обмана; Приам — троянский царь), в нем слышится тяжелое дыхание истинной страсти и не «возня крови», а ее смертельно нахлынувший приступ, нерассуждающий, темный, губительный. Примечательно смешение образов античности с иными — восходящими то ли к древнерусской, то ли к раскольничьей старине.

Читать дальше   —   О. Мандельштам. Стихи о любви - стр. 5

Назад, на стр. 3

Главная  →  Классика

  • Главная
  • Стихи о любви
  • Фольклор
  • Истории
  • Легенды
  • Сказки
  • Фильмы
  • Фото
  • Цитаты
  • Либретто